О.В. Иншаков

д.э.н., профессор, ректор ВолГУ

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Между рынком и государством

E-mail Печать

Обложка Иншаков О.В., Между рынком и государством // Деловое поволжье. - №50 (284), декабрь 1998 / под ред. Ю. Якутина. - Волгоград: АО "Деловое поволжье", 1998. - с. 4 (0,5 п.л.)

 

 Значение промышленной политики — целенаправленной системы регулирующих мероприятий государства в соответствующей сфере экономики — возрастает. Особое значение она приобретает в периоды трансформаций хозяйственных систем, что характерно для современной России.

 

 

 

 

 

 

МЕЖДУ РЫНКОМ И ГОСУДАРСТВОМ

Формирование эффективной промышленной политики должно начинаться с выбора – какой мы хотим видеть Россию

 

К сожалению, из-за предвыборных мероприятий я не смог принять участие в заседании круглого стола газеты «Деловое Поволжье» по вопросам промышленной политики. Прочитав отчет об этой встрече в газете, я счел необходимым поделиться своими соображениями по этому поводу. Значение промышленной политики — целенаправленной системы регулирующих мероприятий государства в соответствующей сфере экономики — возрастает. Особое значение она приобретает в периоды трансформаций хозяйственных систем, что характерно для современной России. ...

ПОЛИТИКА НАЧИНАЕТСЯ С НАЛОГОВ 

Промышленную политику нельзя отождествлять с экономической политикой вообще. Промышленная политика представляет собой отраслевую форму последней, также как и аграрная, торговая, научно-техническая, транспортная и прочие. Промышленная политика своя у каждой территории, у каждого уровня организации хозяйственной деятельности. Для разработки эффективной промышленной политики важно воплотить на практике понимание состояния и перспектив развития отечественной промышленности, а также стратегические ориентиры и приоритеты. Важная часть промышленной политики — механизм ее реализации. Он предполагает интенсивное развитие планирования, даже моделирования природных, технических и социально-экономических процессов в этой сфере.

Отсутствие полноценной промышленной политики, призванной сохранить и нарастить отечественный капитал, укрепить его позиции, стало тормозом экономического роста, завело реформы в тупик.

Исходной предпосылкой экономического роста, помимо снижения темпа инфляции, является благоприятная налоговая политика. Подъема добиваются лишь те страны, где налоговая нагрузка на промышленные предприятия сведена к минимуму, а основное налоговое бремя ложится на физических лиц с большими личными доходами и потребительскими расходами. В России же пока прямо противоположная картина. Налог на прибыль формируется на базе валового, а не чистого дохода предприятий, что приводит к удвоению налога. Необходимое снижение НДС сопровождается введением налога с продаж, что рождает новые проблемы. У населения нет ни мотивации, ни гарантий превращения доходов и сбережений в инвестиции в отечественную промышленность.

ОДНИ НЕ ХОТЯТ, ДРУГИЕ НЕ МОГУТ

Все это вызывает значительные финансовые трудности предприятий, работающих на внутренний рынок, так как доходы от реализации их продукции не покрывают издержек. Отсюда и рост неплатежей. Таким образом, одно из главных направлений промышленной политики — достижение уровня цен, снижающего объем неплатежей. Если, конечно, большинство внутренне ориентированных предприятий не заинтересованы в их наращивании. Необоснованно высокие тарифы на электроэнергию, грузовые перевозки и топливные ресурсы приводят к резкому ухудшению финансового состояния предприятий. Особенно в машиностроении, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности.

В России все предприятия делятся на два типа: одни ориентированы на экспорт, другие — на внутренний рынок. Первые сталкиваются с двумя проблемами: ограниченностью платежеспособного спроса на свою продукцию и конкуренцией с импортом. Отсюда недостаток денег на развитие. Вторые не сталкиваются с проблемой ограниченного внутреннего спроса на свою продукцию и не стремятся к модернизации. Высокая ставка НДС лишает эти предприятия мотивации к росту. Обложение именно добавленной стоимости делает невыгодными операции, увеличивающие эту добавленную стоимость. Выгоднее всего вывозить сырье, а не производить сложную технологически продукцию. В этом одна из главных причин неэффективности вложений в реальный сектор.

Отсюда гипертрофия добывающих отраслей, кризис обрабатывающей промышленности и стагнация внутреннего спроса.

Сырьевая ориентация отечественного экспорта делает неравноправными и регионы по их вкладу в ВВП и национальный доход. Регионы делятся на добывающие и перерабатывающие. То есть одни в более выгодных условиях, а другие незаслуженно попадают в полосу стагнации. Нередки ситуации, когда одно-единственное предприятие в регионе становится основным источником доходов бюджета. Это ненормально.

ВЕРНЫЙ КОМПАС

Что же мешает сформировать эффективную промышленную политику? Во-первых, нет методологического обеспечения, позволяющего выработать общепринятое понимание сути промышленной политики. Ее разрабатывают отдельные ведомства, но выданные ими концепции превращаются в концепции деятельности самих ведомств. Иными словами, не хватает системного подхода. Я полагаю, что разработка и реализация промышленной политики должна быть поручена некому исполнительному органу, наделенному соответствующими контрольными и стимулирующими функциями. Иными словами, в российском правительстве есть люди, отвечающие за бюджет, налоги, отрасли и т. д., но нет людей, отвечающих за промышленную политику. Эту схему управления копируют и власти в регионах. А такой орган мог бы направлять создание наиболее благоприятных условий для осуществления политики через исполнительные структуры на всех уровнях.

Во-вторых, нас бросает из крайности в крайность. Предлагаются или чисто рыночные механизмы автоматического формирования промышленной политики. Или единая централизованная политика государства, доводимая до субъектов хозяйства директивно — как до зависимых исполнителей. Важно достичь рационального сочетания элементов рыночного саморегулирования и государственного регулирования.

В-третьих, промышленная политика предполагает взаимодействие разнообразных субъектов, согласование их деятельности. Это неизбежно в условиях многоукладной и многоотраслевой экономики. Поэтому разработка, а тем более реализация такой политики не может быть привилегией или обязанностью одного органа власти. Рынок требует преодоления монополизма и гигантизма, развития конкурентоспособности и инициативы в промышленной сфере. Структурная политика в связи с этим приобретает особую роль.

Наконец, современная промышленная политика государства, ориентированная на возможности НТП, предполагает развитие наиболее активного ядра индустрии — машиностроительного комплекса, а также отраслей, производящих новые материалы — химии, металлургии, биохимии. Это означает, что ключевые проблемы, структурные преобразования в промышленности не обойдутся без научно-технической и технологической политики.

Есть еще немало условий эффективной промышленной политики, я не буду перечислять их все. Но должен отметить главное: вовлечение российской промышленности в систему мировых связей должно осуществляться на основе целостной системы ориентиров.

Важно предложить стране такую политику, которая не свелась бы к решению ряда оперативных задач по выживанию индустрии. Необходимо создать программу, которая обеспечила бы оживление производства и инвестиций в реальном секторе. А в конечном счете — создала движущие силы для построения российского варианта постиндустриального общества с устойчивой многосекторной социально ориентированной рыночной экономикой.

Очевидно, что центр тяжести реформ должен быть перенесен в промышленность. Необходим также решительный поворот к социальным аспектам. В основу такого решения должны ложиться предельные значения социальных индикаторов (уровень бедности и безработицы, величина минимальной зарплаты, прожиточного минимума и т. д.). Эти пределы должны носить нормативный характер. И неуклонно соблюдаться при принятии решений о реструктуризации и санации, использовании средств бюджета.

 

Олег ИНШАКОВ, д. экон. н.,

профессор,

ректор Волгоградского госуниверситета

 

 

 

 

Вложения:
ФайлРазмер файлаЗагрузки
Скачать этот файл (18-Inshakov-Mezhdu rinkom n gosudarstvom.pdf)Полная версия статьи81 Kb1829
Обновлено 15.09.2009 09:55  


Copyright © 2017 О.В. Иншаков